Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Д

 «  
дези  |  деи  |  дей  |  дейл  |  дейс  |  дейт  |  дек  |  декан
  » 

ДЕЙЛ (Dale) Генри Халлетт (1875-1968) английский физиолог и фармаколог, иностранный почетный член АН СССР (1942). Исследовал химическую природу передачи нервного импульса через синапсы и роль в ней ацетилхолина. Нобелевская премия (1936, совместно с О. Леви).

"ДЕЙЛИ МЕЙЛ" ("Daily Mail") английская газета, с 1896, Лондон, Манчестер.

"ДЕЙЛИ МИРРОР" ("Daily Mirror") английская газета, с 1903, Лондон, Манчестер, Глазго.

ДЕЙЛИ (Дэли) (Daly) Реджиналд Олдуорт (1871-1957) американский геолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1929). Изучал магматические породы, вычислил средний состав их главных типов. Разрабатывал теорию эвстатических колебаний уровня океана.

"ДЕЙЛИ ТЕЛЕГРАФ" ("The Daily Telegraph") английская газета, с 1855, Лондон, Манчестер.

ДЕЙМОС (от греч. deimos - ужас) спутник Марса, открыт А. Холлом (США, 1877). Расстояние от Марса 23 460 км. Имеет неправильную форму, наибольший поперечник ок. 16 км. Сидерический период обращения 1 сут 6 ч 17 мин.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969) российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта ("Оборона Петрограда", 1928; "Будущие летчики", 1938; "Оборона Севастополя", 1942; "Хорошее утро", 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).  

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 (20) мая 1899 Курск - 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка"; с 1923). Броская, "снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ("Перед спуском в шахту", 1925, "На стройке новых цехов", 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов ("Бег", 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ("Игра в мяч", 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы ("Мать", 1932, там же), порой задорно-эротичные ("На балконе", 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ("Будущие летчики", 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-39) - этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны ("Оборона Севастополя", 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его "физкультурные поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее утро" и "Хоккеисты",1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.  

ДЕЙНЕКИН Петр Степанович (р. 1937) российский военачальник, генерал-полковник (1991). С 1954 в Советской Армии. С 1988 командующий дальней авиацией. С 1990 1-й заместитель главнокомандующего, с августа 1991 главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР. С 1992 Главнокомандующий ВВС Российской Федерации.

ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ долина у подножия скал близ Др. Фив (Египет). Остатки древнеегипетского архитектурного комплекса - частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (21 в. до н. э., обнесен колоннадами, увенчан пирамидой) и царицы Хатшепсут (архитектор Сенмут, нач. 15 в. до н. э.; 3 террасы с портиками; статуи, рельефы).  

 «  
дези  |  деи  |  дей  |  дейл  |  дейс  |  дейт  |  дек  |  декан
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01185 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.