Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Д

 «  
ды  |  дын  |  дь  |  дья  |  дэ  |  дэн  |  дю
  » 

ДЫБА перекладина или блок с перекинутой через него веревкой, орудие пытки в средние века, в России - в 14-18 вв.; "вздернуть на дыбу" - подвесить за руки, связанные за спиной.

ДЫБЕНКО Павел Ефимович (1889-1938) командарм 2-го ранга (1935). В 1917 председатель Центробалта. В Октябрьскую революцию член Петроградского ВРК, член Комитета по военным и морским делам, в 1918 нарком по морским делам. В Гражданскую войну командующий группой войск, Крымской армией, начдив. С 1928 командующий войсками ряда ВО. Репрессирован; реабилитирован посмертно.  

ДЫБМАН Александр Борисович (р. 1962) белорусский спортсмен, международный гроссмейстер (1986). Чемпион мира (1986, 1987), СССР (1983, 1984, 1986) по стоклеточным шашкам.

ДЫБОВСКИЙ (Dybowski) Венедикт (Бенедикт) Иванович (1833-1930) польский зоолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1928). За участие в Польском восстании 1863-64 сослан (1864) в Вост. Сибирь. Описал природные условия и фауну оз. Байкал, фауну бас. р. Амур, Камчатки и др. С 1883 в Львовском университе.

ДЫГАСИНЬСКИЙ (Dygasinski) Адольф (1839-1902) польский писатель, зачинатель польского натурализма. Рассказы и повести из жизни крестьян, анималистические рассказы. В повести "Сломя голову" (1893) описал трагическую участь крестьян-эмигрантов; социальный роман "Водка" (1894).

ДЫЙ (Дий) в восточнославянской мифологии вариант имени бога Дива.

ДЫМКА атмосферная слабое помутнение воздуха у земной поверхности, вызванное рассеянием света на мельчайших капельках воды или кристаллах льда. Дальность видимости при дымке несколько км.

ДЫМКИН Александр Михайлович (1924-92) российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1981). Труды по петрологии и геохимии рудных месторождений. Государственная премия СССР (1983).

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Возникновение промысла Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек. Особенности производства дымковской игрушки Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.  

ДЫМНИКОВ Валерий Павлович (р. 1938) российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по геофизике, геодинамике и математическому моделированию атмосферных процессов.

ДЫМНЫЙ ПОРОХ (черный порох) зерненая механическая смесь калиевой селитры, серы и древесного угля. Теплота сгорания 32,3 МДж/кг. Чувствителен к удару, трению и огню. Применяется для добычи штучного камня, а также в огнепроводном шнуре.

ДЫМОВ Осип (наст. имя Иосиф Исидорович Перельман) (1878-1959) русский писатель, драматург, журналист. Брат Я. И. Перельмана. В рассказах (сборник "Cолнцеворот", 1905), повестях ("Влас", 1909), романах ("Томление духа", 1912) - декадентские мотивы, импрессионистичность стиля. Пьесы, в т. ч. "Ню. Трагедия каждого дня" (1908). Юмористические рассказы (сборник "Веселая печаль, 1911). С 1913 жил в США.  

ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА искусственно создаваемое облако дыма или тумана. Применяется для временного ослепления противника, маскировки действий своих войск (сил) и объектов.

ДЫМОХОД см. в ст. Газоход.

ДЫМЫ высокодисперсные аэрозоли с твердыми частицами дисперсной фазы. Возникают при горении и других химических реакциях. Дымы находят применение в сельском хозяйстве, военном деле. Промышленные дымы загрязняют окружающую среду, способствуют образованию тумана, смога.

 «  
ды  |  дын  |  дь  |  дья  |  дэ  |  дэн  |  дю
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01303 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.